ПОЛИТИКА ПРОДАЖ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова:
сельскохозяйственная продукция, политика продаж, неопределенность, сезонность, хранение продукции, рынок, цена, моделирование.Аннотация
Рынку большинства сельскохозяйственной продукции присуща сезонность и неопределенность в динамике цен. Данное обстоятельство порождает вопрос об оптимизации политики продаж сельскохозяйственного предприятия с учетом особенностейповедения рынка продукции. В работе поставлена цель смоделировать процессы анализа и планирования продаж продукции, пригодных для длительного хранения, в частности – зерна, с учетом неопределенности рыночных цен. Анализ процессов проводится на основе их линейной модели, при этом в качестве меры риска используется среднеесуммарноеабсолютное отклонение дохода от его ожидаемой величины. Использованы данные по расценкам на
хранение и отгрузку зерна на элеваторах Северного Казахстана за 2015-2018 г.г. Тестирование модели проводилось на базе ТОО «Мизамбаев» СевероКазахстанской области, основной продукцией которого является яровая пшеница. Данная методика учета риска обладает рядом преимуществ, главные из которых состоят в ясной и понятной для крестьянина
интерпретации результатов, в простоте и надежности компьютерной реализации процесса нахождения оптимума. Утверждается, что эффективность применения методики зависит главным образом от качества прогноза динамики цен на продукцию в течение планового периода.При этом на выбор предпринимателем того или иного решения влияюттекущие
потребности предприятия в денежных средствах, контрактные обязательства по поставкам продукции, размер риска и другие обстоятельства.Решения индивидуальны для каждого продавца. Методикапозволяет корректироватьплан продажпо мере изменения экономических условий и представляет собой инструмент для адаптивного управления продажами сельскохозяйственной продукции на предприятии.