ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКОРОСТИ ОХЛАЖДЕНИЯ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСА УПРОЧНЕННОГО СЛОЯ ПРИ ПЛАЗМЕННОЙ ЗАКАЛКЕ
Ключевые слова:
Поверхностное упрочнение, цельнокатаное колесо, плазменная струя, нагревание, скорость охлаждения, установка УДГЗ-200, практическая закалка, термическая обработка, закаленная деталь, мартенситное превращение.Аннотация
Эксперименты показывают влияние режимов закалки на ширину закаленных дорожек. При увеличении скорости перемещения плазменной дуги в 4 раза ширина дорожки уменьшается на ~30 %, а увеличение силы тока в 2 раза приводит к пропорциональному увеличению ширины дорожки. Исследовано влияние скорости охлаждения на характеристики упрочненного слоя при плазменной закалке. Показано, что скорости охлаждения при температурах, соответствующих аустенитной области (не менее 750 0С) и температур распада аустенита с образованием перлита (700-500 0С)
существенно превосходят не только критическую скорость закалки, но и скорости охлаждения при объемной закалке в воду или масло. По мере снижения температуры и достижения ею области мартенситного превращения скорость охлаждения замедляется. Это благоприятствует предупреждению образования внутренних закалочных напряжений, возникающих из-за градиента температур. Экспериментальная закалка цельнокатаного железнодорожного колеса на установке УДГЗ-200 показывает, что в диапазоне практических режимов работы обеспечивается закалка поверхностного слоя колеса, что подтверждает расчетный вывод о необязательной подаче охлаждающей жидкости (воды) на закаливаемую поверхность при плазменной закалке. Показано, что экспериментальная закалка цельнокатаного железнодорожного колеса на установке УДГЗ-200 в диапазоне практических режимов работы обеспечивает закалку поверхностного слоя колеса, что подтверждает расчетный вывод о необязательной подаче охлаждающей жидкости (воды) на закаливаемую
поверхность при плазменной закалке