ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ УПРОЧНЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ОБЪЕМНОЙ ЗАКАЛКОЙ И ПОВЕРХНОСТНОЙ ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

Авторы

  • Канаев А.Т. , Орынбеков Д.Р, Богомолов А.В.

Ключевые слова:

комплексное упрочнение, трещиностойкость, цельнокатаное колесо, дифференцированная закалка, структура, степень дисперсности, свойства, износостойкость, плазменная обработка

Аннотация

Применительно к цельнокатаным колесам грузовых вагонов показаны преимущества дифференцированной закалки всех элементов колеса в сравнении с закалкой только поверхности катания обода колеса. Отмечено, что наиболее широкие возможности повышения эксплуатационных свойств тяжелонагруженных деталей и изделий можно реализовать при применении технологии комплексного упрочнения, включающей дифференцированную объемную закалку и поверхностное плазменное упрочнение. Показано, что наряду с улучшением механических свойств плазменное
упрочнение после объемной закалки позволяет существенно повысить трещиностойкость исследованных сталей по сравнению с объемной закалкой без плазменного упрочнения. Мартенситная структура упрочненного слоя при такой комплексной обработке по сравнению с мартенситной структурой объемно-закаленной основы характеризуется более высокой степенью дисперсности, что обусловлено уменьшением размеров исходного аустенитного зерна в связи с очень высокими скоростями нагрева и охлаждения, а также с малой длительностью пребывания стали при высоких
температурах. Для повышения твердости и стойкости против образования трещин рекомендуется использование плазменной обработки в комплексе с предварительной объемной закалкой. При поверхностном плазменном
упрочнении в объемно-закаленных деталях и изделиях формируется композиционный рабочий слой с высокой износо и трещиностойкостью и относительно мягкой и пластичной сердцевиной.

Загрузки

Опубликован

2021-05-28